Вставать пришлось рано. В 6:25 мы должны были быть на автобусной остановке для планового вояжа в Венецию. Впрочем, особых неудобств факт ранней побудки пока не представлял – мы ещё не до конца адаптировались к смене часовых поясов, а в Краснодаре встать в половину седьмого для нас норма. Прихватив пакетик со жрачкой, сели в автобус и направились в северном направлении. Включив громкую связь, гид инструктировал нас, что и как будем делать мы в течении всего дня. Венеция – самый дорогой населённый пункт за всё время пребывания на земле турецкой. Четырехколёсный транспорт доставил нас только к стоянке на большой земле. Далее, чтобы попасть в город на сваях и вернуться обратно, нужно заплатить либо 20, либо 30 евро с чела (дешевле – по каналу Джудекка, но он лишен исторических пейзажей; дороже – по Большому каналу на речном такси с отличными видами). Чтобы покататься на гондоле, нужно заплатить по 20 евро с каждого – шампанское входит в стоимость. Ну, и традиционные 5 евриков за наушники входят в цену каждой экскурсии на территории государства итальянского. Итого только 105 евро пришлось выложить за туристическую программу. Впрочем, чего их жалеть-то? Быть в Венеции и не покататься на гондоле – сам себе не простишь.
По дороге остановились, чтобы позавтракать и освободить мочевые пузыри (так уж случилось, что ни разу не заплатили за сортир в валюте, даже не знаю, сколько там это стоит). Достали заготовленный в «Новелле» завтрак – никто и слова не сказал, заказали по капучино, я себе ещё какую-то булочку взял – типа, крутой как перец.
ссылкаОрганизованность турфирмы поражала. К нашему приезду нашу группу уже ожидали три речных такси, на которых мы довольно быстро оказались в центре города. Пейзаж вокруг – как на картинках, никакого обмана! Саму Венецию можно описать как обычный старинный город, с одним пояснением – вместо улиц и проулков в нём каналы и канальчики. Ни одной машины обнаружено не было, да и откуда им там взяться, коли нет въезда и выезда, как и самих дорог. Каждый жилой дом имеет парадный вход со стороны канала, и иного пути, как подъехать к нему на лодке или катере, не существует в принципе – только кое-где имеется чёрных вход со двора, но и туда можно попасть только речным транспортом. Как в Краснодаре, в Венеции ходят трамваи – только вместо движения по рельсам местное население перемещается на речных собратьях. Отличить рейсовые трамвайчики от экскурсионных и туристических легко – у них специфическая окраска, и в них отсутствуют зеваки с фотообъективами. В отсутствие альтернатив, этим же видом транспорта в город обеспечивается ввоз продуктов и товаров народного потребления и вывоз отходов. Хотя на спредупредили, что 80% канализационного слива осуществляется прямо в каналы, поэтому купаться или просто намочить руки решится только сумасшедший. Вонь стояла, но небольшая, а вот влажность всегда и везде, что отравляет жизнь населению города. Которое год от года уменьшается – молодёжь попросту бежит на материк в поисках лучших условий. Лет через много от Венеции останется город-призрак.
ссылкаИногда движение по венецианским каналам настолько плотное, что напоминает поток машин на асфальтовых дорогах. Причём, не слишком понятно, какому принципу движения придерживаются местные «водилы», иногда лавирующие вдоль и поперёк между катеров, барж, гондол и яхт по любой стороне каналов. Полиция и карабинеры, естественно, также на специально оборудованных плавсредствах… В городе несколько мостов, позволяющих перемещаться с острова на остров – точное их количество неизвестно, по средней версии около 180. Фасады многих домов довольно обшарпанные, но их не реставрируют ввиду исторической ценности – после ремонта они перестанут быть объектом старины. Экскурсоводы утверждали, что почти весь центр Венеции выкуплен Абрамовичами и Ко, которые содержат их как престижные резиденции для понтов.
ссылкаПервым делом нашу отправили на стекольный завод, где мужик при нас выдул какую-то фигурку – по-моему, коня. Конечно, сделано это было с умыслом, так как выход из заводика был только через его же магазин (фотографировать запрещено), где продавался ассортимент стекольно-хрустальной промышленности Венеции. Красиво, не спорю, но в первом же магазинчике за проулком мы обнаружили цены в два-три раза ниже «заводских». Где и отоварились по чуть-чуть, сэкономив кучу бабла. Вообще, в Венеции всё надо покупать в первом-втором тупике от центральной улицы (если её можно так назвать), ценники разнятся серьёзно.
Далее нас рассадили по шесть человек в гондолы, и мы с полчаса изучали внутреннюю Венецию с борта лодки. Шампанское хорошего качества заметно подняло настроение, было весело и клёво. Иногда каналы бывали столь узкими, что две гондолы с трудом разминались на ограниченном пространстве. Все гондолы исключительно чёрного цвете с шильдиком на носу, говорят, что на весь город на сваях всего 500 гондольеров и их ремесло наследственное. Не знаю, по мне они барыжного вида и довольно ленивы.
ссылкаИз-за ограниченного жизненного пространства города на сваях, всё в Венеции тесное и прижатое – исключая центральную площадь и некоторые кварталы главной набережной. Народа было – пруд пруди, и задача экскурсантов было не отстать от гида, дабы не прервать оплаченную экскурсионную программу на полпути. Чтобы добиться результата, наши экскурсоводы шли на хитрость, вытягивая вверх зонтики ядовитых цветов. Такой атрибут видно было издалека, что позволяло настигнуть группу в случае отставания.
ссылкаВ общем, полтора часа променада по закоулкам Венеции утомили. Побежать нам предложили в ресторане за 50 евро на двоих, можно было выбрать два первое, второе и десерт, в стоимость входила минералка и батл вичестера на двоих. Чтобы убедить, экскурсовод поведал про ужастики местного сервиса: дескать, совсем недавно русские тут испили по чашечке кофея на двоих за 800 евриков. Когда стали разбираться, оказалось, что индивидуально для них исполнял свой репертуар скрипач – на столике по-итальянски была табличка, что этот столик с музыкальным сопровождением... Жена выбрала суп и рыбу, я глазунью (которая почему-то причислялась к первым блюдам) и говядину, которая была недожарена и с кровью – ничего плохого сказать не хочу, наверное, именно так и было задумано, но мне не понравилось. Вообще, мы так и не смогли привыкнуть к итальянской кухне – не хочу сказать, что она плохая, но непривычная для русского желудка. Или мы были слишком привередливыми. Первое, что я сделал, вернувшись домой – спёк хлеба, нажарил картошки и запил всё это гастрономическое извращение квасом.
Последующие полтора часа до отъезда к автобусу провели с пользой дела, то есть, помаленьку шопинговались. Ничего полезного не набрали: жена насувала в пакеты какие-то стекляшки (по приезду сосед купился, взяв из конфетницы хрустальную конфетку – думал, настоящая), какие-то сувениры, шапочки и прочую белиберду, имя которой – хрень. Хрень всё же напишу с большой буквы, отдам дань уважения, так как бабла просадили немерено. Обратно к стоянке автобуса вернулись на кораблике по широкому каналу Джудекка. Тоже интересно, хотя уже более обыденный пейзаж. В концовке повстречался монстр в 16-ти видимых уровнях. Интересно, сколько туда народа запихивается?
ссылкаВернулись не шибко поздно, но были сильно уставшие, поэтому, поужинав по эконом-классу, вернулись в нашу берложку. Хотел было пойти к сыну хозяев отеля – мы ещё не обсасывали кости про политику, экономику, физику и международные отношения. Но неожиданно завалился на бок и так и проснулся в восемь утра – в одежке и, что интересно, в одном сандалии на белой простыне. В общем, у кого бессонница – велком в Италию, побегать за гидом...